О персональной выставке Геннадия Жихарева

О впечатлении и волшебстве

Идешь себе по выставке, смотришь работы художников и вдруг останавливаешься. Трудно сказать, что это за субстанция такая — подлинность впечатления. Его сумел почувствовать и передать художник, а зритель смог воспринять. Такое мгновенное и радостное движение души в сторону абсолютного волшебства. Как это достигается? Бог весть. Бывает это не очень-то и часто, но влечет за собой открытия немалые.

Геннадий ЖихаревТаким открытием стала для меня картина Геннадия Жихарева «Полет над замерзшим озером» 2003 года. В ней зима наступила резко и бесснежно. Вчера была вода, а сегодня уже лед, прозрачно отражающий небеса. И люди заскользили по вчерашней воде и смогли заглянуть внутрь озера. Они ездят по льду на велосипедах. Дети ложатся и стучат кому-то в глубине камнем, извлекая редкий «дельфиний» звук. Острова похожи на всплывших китов. Ракурс художником взят панорамный, с видом на Кыштым, потому что вот и сам он летит на мотоплане надо всем этим зимним чудом. Летит, как брейгелевская сорока в знаменитой картине. И озеро настоящее, Большая Нанога называется. И художник, без сомнения, все это видел, пережил и на мотоплане летал! Родство его искусства с современным кинематографом несомненно. Очень интересная картина.

Геннадий Жихарев пишет большие картины (речь, разумеется, не только о размерах), когда их не пишет почти никто. Исключения редки. Пишет, потому что иногда хочется не малого пространства, а целого мира. Художнику скучно рассказывать одну историю. Ведь вокруг одновременно столько всего происходит. Сцена жизни полна сюжетами, и каждый по-своему звучит, выглядит, пахнет. Даже небольшая работа Жихарева сюжетно всегда многосложна.

«Вопросы без ответов» 1992 года — странные персонажи, странная история. Большеголовый человек засмотрелся на полную луну. Сидящая рядом свинья интересуется птицей на ветвях дерева. Ночной лес выглядит как сон. И только кошка видит маленькую смерть с косой, которая прошла совсем рядом с босоногим человеком и на этот раз уходит.

«Лихие 90-е»

Начало 1990-х годов в работах художника — время выживания, «обрастания шерстью», время сумерек и очень тревожных раздумий. Но в это же время, мне кажется, художник обретал навыки жизни в профессии, что очень важно. Потому что занятие художествами — это способ жить, а не только зарабатывать на жизнь.

Уже в середине 1990-х годов в творчестве Геннадия Николаевича случился опыт работы с театром кукол. Темы марионеток, кукловода, симультанности (средневековый театральный термин одновременности действия) были освоены и обдуманы им на практике.

В большой картине 1998 года «Воскресение» все вышеперечисленное успешно явилось. Замысел работы, как все у нашего героя, рожден живым импульсом. Из опыта реставрации старой иконы, когда на закопченной доске в процессе расчистки открываются «окна» в мир нездешний.

Праздники Пасхи, Вербное воскресенье, тотемные языческие мотивы — чего в этой картине только нет. Она сложна для анализа, потому что художник сам в этой совместной «бок о бок» жизни ангелов, людей и зверей не очень?то определился. Для него важны все персонажи одинаково. Но еще важнее то настроение ночных птичьих шорохов, безмолвных многозначительных снов, церковных таинств, языческих темных поклонений, сказочных песен птицы Сирин. Все это облаком накрыло маленькую деревеньку на холмах, трогательную речку и печальную корову в центре композиции. Кстати, корова — из самых любимых персонажей Геннадия Николаевича. Исконного горожанина, между прочим. Картина «Воскресение» стала неким творческим итогом. В жизни художника наступили совсем другие времена.

И уральская деревенька, и античный Крым…

Настало время освоения пространства уральского пейзажа в деревеньке с романтическим названием Костыли. Места, действительно, очень выразительного и красивого. Это не горный озерный Урал, а долина небольшой реки Миасс, со всей ее камерной лирической прелестью. Там художник счастливо проживает с отцом и любимой женой. Важным персонажем является и кот Матисс, чье любопытство к палитре и шуршащей по краскам кисти делает занятие живописью интереснее и драматичнее. Ему посвящен вполне себе монументальный портрет 2007 года, который так и называется «Кот деревенский, обыкновенный». Более скромный, но очень светлый, соответствующий окружающему пейзажу, портрет посвящен жене. Он написан в том же 2007 году и назван «Любовь к яблочному варенью».

Все свободное от челябинских дел время Геннадий Николаевич проводит на берегах Черного моря в хорошей творческой компании. Там его увлекли античные Таврия, Херсонес и то, что в археологические времена называлось Понтом Эвксинским. Воздушные морские пространства с далеким горизонтом рождают совсем иную живопись. Иногда с почти детскими в своей простоте названиями. «Хочу летать!», например.

И живопись, и дизайн…

Художник взял для афиши выставки работу «Человек-оркестр». Карнавальный персонаж театрально намекает на то, что автор предпочитает жить во многих пространствах и заниматься разнообразными делами. Живопись, театр, дизайн, фотография, да мало ли еще занятий!

Вот проектирует Геннадий Николаевич новогодние снежные городки, а внутри как-то само собой возникает и гудит настроение праздничной толпы. А потом появляется картина «Масленица» 2010 года. Такая роскошная красавица в душегреечке, портретно на весь огромный холст написанная. А уж в деталях-то — и крендели, и блины с икрой, и сметана в кринке. Написано гулянье разудалое, с санями запряженными, качелями-каруселями и обязательным ярмарочным медведем. Такой вот художественный дизайнерский проект.

Времена и сегодня для художников нелегкие. Некоторые незадачливые деятели от культуры всерьез говорят о том, что художники сегодня не нужны, для массовой продукции достаточно дизайнеров. Будто бы дизайнер может быть не художником.

В творческой жизни случайностей не бывает. То, что Геннадий Николаевич сегодня работает в бывшей мастерской Ивана Афанасьевича Кучмы, который был живописцем, что называется, милостью Божией, для меня важно. В этой мастерской с давних времен стоит старинное, ограненное по кромке, зеркало. При восходе солнца лучи попадают в него и по мастерской «гуляет» радуга. Волшебство, достойное только того, кто способен его воспринять…

Геннадий Жихарев. «Старый сундук», зима 2006, холст, масло.

Геннадий Жихарев. «Старый сундук», зима 2006, холст, масло.

 

Ирина Духина

http://www.up74.ru/

Видеофильм


Видеоматериал ТО «"Белое городище». Виктор Сосунов.